.Глядя на эту уютную бабушку, трудно себе представить, как она во время второй мировой войны, рискуя жизнью, могла спасти 2 500 детских душ.
Полячке Ирене было всего семь лет, когда, заразившись тифом от пациента, умер ее отец-врач и девочка осталась вдвоем с матерью. Некоторое время спустя к ним в дом наведались представители местной еврейской общины.
Люди были очень благодарны отцу Ирены за бесплатную медицинскую помощь и решили как-то помочь его семье, оставшейся без кормильца.
Они предложили платить за образование девочки, пока ей не исполнится восемнадцать. Мать, не понаслышке знавшая о нищете, царившей среди евреев, отказалась от великодушного предложения, но не преминула сообщить о нем дочери. Это произвело на Ирену неизгладимое впечатление...
В годы войны тридцатилетняя Ирена Сендлер вступила в ряды польской подпольной Организации помощи евреям и организовала крупномасштабную акцию по спасению детей.
Немцы очень боялись сыпного тифа, который свирепствовал в еврейском гетто, поэтому разрешили регулярное посещение гетто санитарной службой для прививок и раздачи лекарства.
Раздобыв документы сотрудницы варшавского Управления Здравоохранения, с огромным риском для жизни, Ирена за каждое свое посещение гетто спасала нескольких малышей.
Детей выводили через канализацию и подвалы домов, через здание городского суда, примыкавшее одной из сторон к гетто; совсем маленьких выносили в сумках для инструментов и под сиденьями трамвая, маршрут которого пролегал по улицам гетто, а тех, что постарше, вывозили на телеге в мешках с мусором.
Детям предварительно вводили успокоительное, чтобы они не выдали себя плачем, а водитель санитарного фургона научил свою собаку громко лаять при проезде через охрану.
Ирена вспоминала потом, перед каким страшным выбором ей приходилось ставить еврейских матерей, которым она предлагала расстаться и их детьми.
Они спрашивали, можете ли она гарантировать, что дети будут спасены. Конечно, ни о каких гарантиях не могло быть и речи, не говоря уже о том, что каждый раз не было никакой уверенности, что вообще удастся выйти из гетто.
Единственно, в чём была уверенность, так в том, что, если бы дети остались, то они бы почти наверняка погибли…
«Мы наблюдали душераздирающие сцены. Отец соглашался отдать ребенка, но мать нет. Бабушка обнимала ребенка так нежно, и горько плакала, приговаривая: «Я не отдам своего внука ни за какую цену…» Иногда нам приходилось оставлять такие семьи в покое, не забирая у них ребенка. Я приходила к ним на следующий день и часто обнаруживала, что все обитатели дома были депортированы в лагеря смерти».
Спасенных детей Ирена частично отдавала в польские семьи, которым доверяла, а частично пристраивала в приюты и монастыри.
Она тщательно записывала имена и даты рождения детей, информацию об их родителях и закапывала записи в стеклянных банках в своем саду, чтобы позже помочь семьям воссоединиться.
В 1943 Ирену арестовали по анонимному доносу. Гестаповцы подвергли ее жестоким пыткам и переломали руки и ноги.
С тех пор Ирена всю жизнь могла ходить только на костылях. Не добившись от Ирены никакой информации, фашисты приговорили ее к смерти, но подпольной организации чудом удалось подкупить нужных людей, внести ее имя в список уже расстрелянных и спасти.
Много лет после войны о подвиге Ирены Сендлер никто не знал, так же как и не знал, что она приложила много усилий после войны, чтобы помочь оставшимся в живых членам семей воссоединиться.
Лишь в 1965 году Израиль, памятуя о заслугах женщины, удостоил ее высшей почести, которую может получить не еврей: внес в списки Праведников мира.
«Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности».
«Герои совершают выдающиеся подвиги. То, что делала я, не было исключительным. Это было в порядке вещей.Меня преследуют угрызения совести, потому что я сделала так мало».
«Я единственная, кто выжил из группы спасателей, но я хочу чтобы все знали: когда я координировала нашу деятельность, нас было около 20-25 человек. Я делала это не одна».
В 2006-м, за 2 года до смерти, когда Ирене было 96 лет, ее выдвинули на соискание Нобелевской премии мира. Но она не стала нобелевским лауреатом – комитет счел заслуги Ирены Сендлер недостаточными.
Премию получил американский вице-президент Альберт Гор – за презентацию слайдов о глобальном потеплении.
ВОПРОС: ЧТО ЦЕНИМ МЫ СЕЙЧАС? И ЦЕНИМ ЛИ ХОТЬ ЧТО-ТО?