Лекарство от "Телеболезни"
Вопрос первый: «Что несет нам современное телевидение?»
В семьях, естественно, замечают многие негативные эффекты, связанные с вторжением в домашнюю жизнь такого мощного устройства, как телевизор. Хотя иногда и закрывают глаза на те бесспорные достоинства, которые имеет телевидение.
Во-первых, нервно-психические перегрузки. Многие родители отмечают усилившиеся под влиянием телевидения раздражительность и утомляемость детей.
Во-вторых, развитие пассивности. Ведь экранное действие может волшебным образом уводить из реальной жизни и телегрёзами заменить активность поступка.
Отсюда, в-третьих, появление ребят — «теленаркоманов», которые «бесконтрольно «ловят кайф», вытянувшись в кресле под мельканье кадров».
В-четвертых, телеэкран обвиняется в том, что нарушает нормальное семейное общение. Члены семьи превратились в пленников «голубого» экрана, перестали интересовать друг друга.
В-пятых, некоторые родители считают, что социальные ценности и положительные примеры, преподносимые телеэкраном, стали трудно восприниматься, потому что всепроникаемость и привычность телевидения превратило его в своеобразный фон семейной жизни.
Психологи говорят, что корень всех бед видят в том, что многие ребята заведомо предпочитают пассивный досуг, не приучены мыслить и действовать самостоятельно. Им требуется «поводырь» в образовавшемся пустом пространстве досуга. И здесь ничего нет проще и удобнее телевизора.
Для этого следует заменить телевидение другими источниками эстетической информации: книгами, спектаклями, концертами. И самим сориентироваться в телепотоке. Отвлекающая тактика требует анализа психологии наших детей и тонкого индивидуального подхода. Так же индивидуален и подход избирательный.
В одних семьях предпочтут литературно-художественную тему, в других — познавательные передачи, в третьих — музыкально-драматический цикл. "Но ведь не существует действенного лекарства от телемании?"- скажут многие родители. Однако есть лекарство! И владеть им может каждый, кто озабочен воспитанием детей. Это — умение развить у ребенка эстетическую восприимчивость, которая приведет к культуре потребления информации. Привить детям вкус к подлинному, интерес к художественному.Зрительская культура и ограничит, и отвлечет детей от пустопорожней духовной продукции, станет регулятором их общения с миром телевидения.
Что же должен уметь родитель, чтобы учить своего ребенка культуре телевосприятия? Постараться быть осведомленным по специфике телевидения. Знать, кто сегодня из телевизионных звезд (актеров, дикторов, ведущих и т. д.) нравится детям и почему; иметь представление об особенностях телевизионного изображения, понимать, чем отличается восприятие искусства по телевидению от восприятия искусства в театре и концертном зале; уметь «докопаться» до основных идей, которые несет нам огромный поток телеинформации, ориентироваться в общей идейно-художественной проблематике телевидения.
Владея этими, вчера специальными, а сегодня необходимыми всем, знаниями, мы можем привить ребенку вкус к подлинной телевизионной эстетике. Поэтому перед родителями, педагогами встает задача изучить телевидение. Трудно? Безусловно, но при настойчивости и расторопности возможно.
|